Видеть и мыслить

http://www.fotoss.ru/site/20/2060.jpg

Есть старая китайская легенда о смерти художника эпохи средневековья Дао-Цзы:
будто бы на глазах у друзей и зрителей он написал на стене пейзаж, затем чудесным образом вошел в свою картину, скрылся в изображенной там пещере и исчез навсегда, а вместе с ним исчезла и картина.

     Изобразительное искусство и литература были и остаются наиболее ярким свидетельством зарождения, становления и развития различных форм мировоззрения. Развитие познания на всех стадиях исторического процесса было зависимо от исключительно важного процесcа мышления – визуализации. Обучение детей грамоте, счету, языку начинается с картинок, грандиозную роль визуализация играет и в научных исследованиях. Наука и искусство являются познавательными видами деятельности. Наука свои выводы и обобщения логического характера переводит в законы и формулы. Художник делает такие же обобщения, вкладывая их в типы и язык образов. Способность видеть, слышать, осязать, ощущать даны нам от рождения и являются естественными, мы просто их не замечаем. Однако менее очевидно то,  что способность воспринимать мир развивается вместе с нами. Чтобы отчетливо понять это, необходимо владеть хотя бы элементарными понятиями психологии. Предлагаемая вниманию читателя статья имеет непосредственное отношение к психологии искусства. Кратко рассмотрим восприятие искусства, как познавательный процесс.

     Процесс визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его наглядную оценку и имеет сходство с процессом интеллектуального познания.

     Как же с помощью изобразительных средств научиться видеть окружающий мир, анализировать его и передавать свое впечатление о нем?

     Любой наблюдатель реагирует на визуальный сигнал. Проблема заключается в том, чтобы иметь возможность предсказывать эти реакции и управлять ими. Визуальный опыт играет чрезвычайно большую роль в жизни людей. Но, как правило, человека обязательно обучают чтению и письму, но не стремятся развивать его способность Видеть.  Пассивное, обыденное созерцание не позволяет выйти за рамки стереотипных образов и исключает саму возможность творческого развития.

     Умение Видеть и обучение умению Видеть – одна из основных задач познавательного процесса. Существуют различные способы расширения границ сознательного и бессознательного. Одним из таких способов является изобразительное искусство. Обладая практическим знанием законов психологического воздействия и взаимодействия основных изобразительных элементов, таких как Точка, Линия, Плоскость, Пятно, а также знанием психофизики Цвета, можно открыть бескрайние возможности для самопознания и самовыражения. Пользоваться не только возможностью Смотреть, но что важнее – приобрести способность Видеть.

Немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) первым описал односторонние поверхности, примером которых является названная в честь него лента.
1. Скрутите один из концов ленты на 180° и склейте в таком положении с противоположным.
2. Ведите карандашом линию вдоль ленты посередине нее – вы вернетесь в исходную точку, и бумага всюду будет прочерчена с обеих сторон.

 

 

     Итак, что означает понятие «художественное видение»?

     Адресованные уму и сердцу человека различные виды искусства идут к этой цели разными путями: изобразительное – через способность зрения,  музыка и поэзия – через способность слуха, театр – с помощью зрения и слуха и так далее. Таков принцип психологического деления искусств. А теперь давайте проанализируем употребление слова «очевидное» – то есть то, что представлено зримо, видимо,  визуально. «Очевидно…» – говорим мы, когда не вполне уверены в чем-то,  когда нам что-то кажется, будь то сознательно или бессознательно. Таким образом, в нашей речи нет полного доверия к зрению. С помощью зрения мы получаем большую часть информации о внешнем мире, однако оно может нас обмануть, выдав кажущееся за действительное. Всецелое доверие к зрению оборачивается иллюзией реальности. Различить то, что есть, и то, что кажется поможет нам изобразительное искусство, в котором мы найдем принципиальное совмещение этих двух сторон зримого.

     Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно, и никакой объект не может быть одновременно двухмерным и трехмерным.  Исключение составляют картины, которые мы видим именно так. Картины – это невозможные объекты. Всякий предмет является нам самим собой, и только изображение его имеет двойную природу. Изображение есть Символ, никто, кроме человека, не способен создавать Символы. Именно символы подняли мысль выше чисто биологических пределов,  в которых зарождалось мышление. Не случайно на языке современной психологии стало привычным говорить о «зрительном мышлении».  Преимущество восприятия художника, по сравнению с неподготовленным восприятием, заключается в его развитом, деятельном характере. Одно дело – просто смотреть на предмет, но совсем другое – смотреть Рисуя предмет. Рисунок выявит в предмете то, что ускользнуло от рассеянного взгляда и вы воочию убедитесь, что не видели предмета раньше.

     Различие между словами «смотреть» и «видеть» имеет реальную психологическую основу. Дело в том,  что рисунок служит своего рода зеркалом самого восприятия – посредством изображения зритель отдает себе наглядный отчет в том, что он воспринимал до того безотчетно.  Между восприятием и изображением возникает диалог, они как бы обмениваются опытом, постоянно сравнивая и сопоставляя данные друг с другом. Мастерство художника – есть результат такого сотрудничества.

     Таким образом становится понятно, что искусство Изображения неотделимо от искусства Видеть. Вот почему рисование служит школой восприятия нами окружающего мира. С точки зрения художника слово Видеть близко по смыслу сословом Понимать.

     «Видеть – это значит объединять бесконечно разнообразные явления, думать – попытка их разложить» (Иоганн Вольфганг фон Гёте, немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель). Способность анализировать и интерпретировать, сравнивать и выбирать главное, способность к сопоставлению отдельных фрагментарных впечатлений, а так же способность связывать знания и опыт с лично воспринятым и воображаемым – вот что отличает творческий интеллект художника.

     Духовное и материальное строение произведений искусства отличается особой сложностью,  а необходимая для его создания духовная и материальная деятельность требует особого умения и специальной квалификации. Такая же специальная подготовка сознания является обязательной и для зрителя, он должен быть готов к пониманию произведения. Мы часто сталкиваемся с выражениями:  «проник в замысел», «поглощен зрелищем». Употребляя слово «восхищение» мы, как правило, не отдаем себе отчета в том, что речь идет о душе «похищаемой ввысь». Число примеров легко умножить. Эти выражения призваны обозначать вполне реальную активность того, кто воспринимает художественное произведение. В том то и состоит вся сложность дела, что всякий раз необходимо видеть одно в другом.  Зритель не может перешагнуть раму картины, как перешагивают порог двери, он не может отведать плодов,  изображенных на холсте, но это не мешает ему углубиться в созерцание и наслаждаться видимым. Художественный образ есть образ действия,  причем действия встречного, стоит одной из сторон получить безусловное преобладание, как происходит разрушение образа. Но это уже тема другого разговора.

Если вы хотите научиться Видеть окружающий мир и расширить границы самопознания, посетите «Школу Художественного Мышления»*. Цель Школы – способствовать развитию эмоционально-образного восприятия окружающего мира и воспитание художественного вкуса средствами изобразительного искусства.
Обучение в школе проводится по авторской методике и состоит из теоретических и практических занятий по рисунку, живописи, композиции, и направлено на усвоение и развитие художественного мышления, а также на создание предпосылок для самостоятельного творчества и творческой реализации .

!