Пайлот Баба. О самореализации

 Пилот Баба родился 15 июля 1936 года в Сарасаме, в восточной Индии, штат Бихар, где явился  на свет Будда и многие другие святые. Родился он в королевской семье и его изначальное имя  – Капил Адвайт. Высшее образование получил в университете Бенареса по курсу http://www.pilotbaba.com.ua/Events/pilotBaba.jpgорганической химии. Но в 19 лет, будучи патриотом своей родины, избрал профессию военного летчика. До 1972 года служил в военно-воздушных силах Индии. Участвовал в войнах с Пакистаном в 1965 и 1971 годах, за проявленное мужество был удостоен высших правительственных наград Индии. За самые небезопасные полеты на низкой высоте Капил занесен в книгу рекордов Гиннеса.

     Однако, однажды он оставил свою карьеру и ушел в Гималаи, где провел в общей сложности 12 лет, практикуя медитацию в пещере возле Бадринатха. За время этой садханы получил даршан  многих великих божеств и аватаров, включая Даттатрею и бессмертного Бабаджи. В дальнейшем посвятил много времени распространению учения йоги личным примером, в том числе позволяя ученым всесторонне исследовать психофизиологические процессы в его теле во время многодневных медитаций. Махайог  Пилот Баба участвует в организации кумбха-ме-лы – наибольшего религиозного фестиваля индуизма, и его имя известно во всей Индии. От своего Гуру Хари Бабы Капил Адвайт получил имя Сомнатх Гириджи, хотя народ лучше знает его под именем “Пилот Баба”.

     В 2007 году Пилот Баба приезжал в Киев. Каждый мог с ним встретиться, каждый мог его услышать. Разумеется, и журнал “YOГА” не упустил такую возможность.

     Сначала была лекция:

     “Намасте” –  это значит: мы готовы воспринимать все, что находится вокруг нас, мы открыты миру. Почему мы здесь? Мы что-то ищем: истину, любовь, мир, гармонию в жизни. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы гармонизировать нашу жизнь, чтобы быть счастливыми, но мы никак не можем достичь этого. Наш ум постоянно находится в поисках этого. Но если мы не понимаем самих себя, мы не понимаем истину, мы не реализуемся. Поэтому, в первую очередь, мы должны заниматься поиском того, кто мы есть на самом деле.

     Дело в том, что наше путешествие началось не в этой жизни, наше путешествие длится несколько жизней. Наша эволюция происходит миллионы лет. Мы были рождены вследствие наших прошлых жизней. В нашей жизни есть много опытов, которые хранятся в нашей памяти. И чтобы понять истину, понять самого себя, нужно обратиться к этой памяти. И наше сознание способно “погрузиться” и понять.

     Вообще, ум человека изобрел очень много вещей в этом мире. Научные достижения мира – это достижения ума человека. Наш ум создал много прекрасных вещей, что часто приводит нас в замешательство: что выбрать, куда обратиться?.. Таким образом наш ум отвлекается от поисков истины. Чтобы понять самого себя, чтобы обрести просветление, необходимо остановить нашу умственную деятельность и вернуться к самому себе.

     Попытайтесь понять, кто вы есть на самом деле. Понять, кто вы внутри, а не кто вы снаружи. Если вы попытаетесь искать снаружи, вы не найдете гармонии. Во внешнем мире находится ваша личность. Но ваша личность – это не истина, это ваша принадлежность к чему-то. Но если вы будете развивать осознанность, осознанность физическую, энергетическую и информационную, если вы почувствуете, что вы – это не только ваше тело и ваш ум, тогда вы обнаружите, кто вы на самом деле. Вы – не только то, что происходит в физическом теле, и не только то, что происходит в уме. Ум творит нас как человеческое существо. Ум делает нас теми, кто мы есть в общественной жизни – художниками, инженерами, дворниками… Это все – образы. Их создает наш ум. Чтобы понять нашу истинную сущность, нужно выйти за рамки ума. Существует учение, которое учит тому, как это делается – это наука йоги. Если вы нач-нете учиться управлять поведением своего ума, учиться делать ум все более дисциплинированным, а его поведение – подвластным вашей воле, вы будете погружаться внутрь его, вы будете как бы проходить свой ум в глубину, словно снимая наслоения внешнего. Так – слой за слоем – вы будете приближаться к своей истинной сущности.

     Йога – великое учение. Учение о том, как открывать свой внутренний мир. Это учение не имеет отношения к внешнему миру. Если вы будете заниматься только внешней деятельностью – деятельностью тела и ума, то к вам не придет понимание, не придет осознание. Йога – великое универсальное учение. Оно содержит в себе информацию о том, как обращаться с телом, сознанием и энергией. С помощью йоги вы можете изменить свое тело, сделать его дисциплинированным. Йога также может преобразить ваши творческие возможности. Есть более тысячи различных асан, есть много мудр, с помощью которых можно этого достичь и обрести здоровье тела. Это – первая ступень.

     А затем мы переходим к следующей ступени – пранаяме. Это – внутреннее очищение органов чувств. С помощью пранаямы мы очищаем внутреннее пространство. Пранаяма не только принесет здоровье вашему телу, но также очистит ум и будет более глубоко работать с вашим сознанием. Асаны работают больше с физическим телом, а пранаяма прокладывает путь от тела к сознанию. Асаны и пранаяма – не полный путь, а всего лишь открытие двери внутрь себя, открытие сердца, открытие сознания. Асаны и пранаямы – это еще не все. Дальше следует медитация.

     Медитация – это, в первую очередь, концентрация, это в том числе также работа и с умом и с телом, но только ведь вы – не тело и не ум. Тело и ум – инструменты. Ваша истинная сущность – за всем этим. Истинная медитация случается, когда вы полностью исключаете все асаны и пранаямы. Тогда наступит истинная медитация. Медитация может быть и через мантру, и тантрическая медитация… Существует множество различных способов медитировать, но все это – тоже не то. Если вы не откажетесь также и от любых методов медитации, вы никогда не познаете истинную сущность самого себя. Бросьте все это – только в этом случае у вас появится шанс постичь медитацию. Медитация не имеет никаких ограничений, никаких границ. Что бы вы ни делали – это всегда работа ума. Любая техника, которую вы практикуете, все равно всегда останется работой ума. Ум обладает огромной силой. Но если вы не прекратите идти у него на поводу, вы не достигнете освобождения… А ведь медитация – это свобода. Именно медитация может привести вас к освобождению, просветлению, самадхи.

     Все, что вы обнаружите в этом мире, к чему-то принадлежит, все, что мы имеем в этой жизни, – привязанность. Это – тело, это – ум. И вся наша жизнь – забота о наших привязанностях, о том, от чего мы зависим, к чему мы принадлежим. Вся наша энергия, вся наша сила, вся наша активность в жизни уходит на то, чтобы поддерживать свою личность – эго. Но если мы отбросим эго, отбросим свою принадлежность к чему-то, если мы выйдем за рамки принадлежности, потому что мы не принадлежим к чему-то конкретно – мы вернемся к самому себе. Вернемся путем развития физической и умственной осознанности. А затем, отбросив и это, мы обретем самадхи. Это можно обрести, лишь став свидетелем, наблюдателем. А такая способность обретается в медитации. Медитация – великая наука освобождения. И с помощью практики мы обретаем гармонию, мир, блаженство, покой. Целью является наше естество, но настоящая цель – жизнь ради других.

     Вся наша жизнь идет на то, чтобы взаимодействовать с людьми и что-то им отдавать. Но чтобы по-настоящему что-то отдавать людям, надо обрести полную целостность самого себя. Если вы чего-то хотите достичь, к чему-то стремитесь, надо начинать с самого себя. Чаще всего мы делаем все без осознанности: мы вынашиваем ребенка без осознания, делаем асаны, практикуем пранаяму – без осознанности. Это не имеет никакого смысла. Но как только мы начинаем делать это с осознанностью – все приобретает смысл. Мы понимаем путь и цель, понимаем, куда мы движемся. Постарайтесь быть самими собой и быть максимально осознанными. Начинайте с самого себя, с погружения внутрь себя. Как только вы погружаетесь внутрь себя, вы возвращаетесь к самому себе. У вас сразу исчезает привязанность к плодам своей деятельности, и, таким образом, наступает освобождение, просветление. С помощью сознания ваше эго растворяется. Потому что эго – это продукт ума. Есть много разновидностей эго. С помощью осознания мы избавляемся от них. Однако, если мы попадаем в ловушку эго, то сразу все исчезает. И мы практикуем йогу, практикуем медитацию, но не получаем результата, потому что это делается с точки зрения эго. Эго – ум. Ум не хочет терять свою власть, ум полностью контролирует всю нашу деятельность. А мы пытаемся выйти за пределы умственного контроля. Правда, это не касается общества: семья и бизнес – здесь должен присутствовать ум. Но если вы медитируете, познавая себя, ум должен быть отброшен. На самом деле вы не отвечаете ни за мир, ни за людей вокруг. Это все установки ума. Ваша личность – творение вашего ума. Однако, это не означает, что нужно отбрасывать свой ум для общества. Для общества ваш ум должен работать, вы должны находиться в гармонии с обществом, с окружающим миром. Но следует понимать, что ум не может принести вам истинную любовь, истинную гармонию и реализацию. Чтобы выйти за рамки ума, нужно погрузиться внутрь себя. Ум – это прошлое, настоящее и будущее. Но истинное время – это только настоящее, это не прошлое и не будущее. И каждый человек существует только в настоящем, это истинная ваша сущность. Находитесь в настоящем, и вы обретете самого себя. И тогда просветление случится сразу и само собой. Как только мы находимся в настоящем, ум исчезает. Прошлое и будущее – их нет.

     С помощью осознания можно прийти к этому. Но у нас еще есть память тела, память ума, и нам дана эта личность. И в нас скрывается память тысяч и тысяч матерей, тысяч и тысяч отцов. Много тысяч лет хранится в памяти, внутри нас. Ум просто проецирует в настоящее все, что происходило с нами в прошлом. Но если мы оставим ум, то прошлое исчезнет.

     Йога – это раскрытие истинной сущности самого себя, это осознание самого себя.  Мы можем делать асаны, пранаяму, но обычно все это происходит на уровне тела и ума. Ум – принадлежность к чему-то, привязанность. Но как я вам уже сказал, вы – не только ум. Нужно посмотреть на ум, как на нисходящий поток от более высокого уровня сознания к  более низкому. Нужно добраться до корней осознанности – а потом забраться на вершину. Внутри вашего тела существует химический механизм – на уровне химических реакций. На уровне физического тела происходят физиологические реакции и  взаимодействие на уровне органов чувств. У нас есть электромагнитная система. То, что мы едим, то, что мы пьем, оказывает эффект на наше тело и на наш ум. В первую очередь – влияние химическое. На уровне электронов и протонов происходит взаимодействие. Мы можем сказать, что внутри нас есть аналог и солнечной системы, и лунной системы. То что происходит в космосе, то происходит и внутри нас – в микрокосмосе. Наш внутренний мир тела находится в координации с окружающим миром космоса, поэтому мы не свободны от влияния космоса. Любые процессы в нашем теле соответствуют процессам в космосе. И, соответственно, это отражается в состоянии и поведении ума. Существует определенный канал связи между  умом и космосом. Поэтому путем погружения во внутренний космос мы можем приходить к пониманию процессов, происходящих в космосе внешнем. Занимаясь пранаямой, мы можем открыть пять сил пранаямы. Эти силы создают гравитацию, пустоту, вакуум и остальные. Эффект, который соответствует эффектам, происходящим во внешнем космосе. Прана – это позитивная энергия, апана – негативная. Если постоянно задействовать в практике только позитивную энергию – прану, практика будет ограничена лишь одним аспектом нашей энергии. Работая с праной, мы работаем в направлении продления жизни. Мы поддерживаем ту жизнь, которая есть. Есть дыхание – прана, есть жизнь. Выход в пустоту дает только работа с апаной. Лишь она способна дать переживания мистического опыта. Ибо мистический опыт – это опыт смерти. Апана несет нас к смерти. Когда мы задействуем в практике апану, в уме происходит множество мистических явлений. Если мы действительно хотим себя познать и пережить самадхи, тогда нужно идти по пути апаны, приблизиться к смерти и заглянуть за грань жизни и смерти.

 


 

     Вы много ездите, обучая людей?

 

     Я бывал во многих местах и обучал много людей по всему миру. Очень многому учился сам. У меня есть очень хорошее место в Австралии, где люди могут жить, выращивать овощи и обучаться. Моя йога – это внутренняя медитация. Я учу тому, как открыть себя самого, как открыть сердце, как открыть дверь к своему бытию. В большей степени моя йога зависит или опирается на силу воли и пранаяму. Я  не очень много уделяю внимания физическим упражнениям, но я все-таки обучаю, как оздоровить себя. Я считаю, что если ты внутри чист, то и снаружи будет чисто. Сейчас ты можешь быть очень красивым, просто великолепным снаружи, но если внутри есть проблемы, то все это однажды закончится. Я обучаю тому, как открыть внутреннюю энергию, которая называется кайя-кальпа, она способствует омоложению.

 

Мы читали, что Вы обучали космонавтов?

Да, когда должен был лететь индийский космонавт, я приезжал в Советский Союз. Но это не была ни йога, ни концентрация, ни работа ума. Я обучал, как существовать во внутреннем пространстве без ничего, без дыхания. Использовал специальные методы пранаямы, давал дыхательные упражнения. Я все время контактировал с учеными в Америке. Они исследовали меня в состоянии самадхи, изучали процессы, которые протекают в теле при отсутствии дыхания, что происходит при выходе из тела…

А в 1982-1983 гг. я сотрудничал с НАСА, они использовали некоторые мои знания при обучении астронавтов.

 

     А Вам самому никогда не хотелось полететь в космос?

     Я могу путешествовать в космос, когда захочу. Я могу читать этот мир лучше, чем они. Они работают только с физическим телом, а я работаю с астральным. Я знаю определенные механизмы и открываю некоторый космос внутри. Чакры контактируют с остальным видимым и невидимым миром. С помощью правильной работы с чакрами путем определенных практик можно отправиться куда угодно – в любое место.

 

     Вы погружаетесь в самадхи на длительное время. Что происходит во время самадхи?

     Ели ты находишься в самадхи, то ты разделен с телом. Тело, чувства и ум разделены. Если у тебя нет ума, то у тебя нет чувств, ты там ничего не чувствуешь, ты не можешь там чувствовать, потому что тело и ум разделены. Самадхи – это не ум, это просто существование, это просто бытие. Ты ничего не можешь чувствовать в самадхи. В самадхи ты должен оставить тело, ты должен потерять ум, ты должен просто находиться внутри себя, сам. Эксперименты и чувства  – это все ум. И если ты находишься вне ума, там нет никаких экспериментов, никакого переживания, там нет ничего. Самадхи – это когда все исчезает и ты остаешься один. Это полное одиночество, когда ты наедине с собой. Все исчезает.

 

     А что это дает, зачем?

     Самадхи – это благословение, это милость. Если это происходит с тобой, ты познаешь большую любовь, большое сострадание, ты чувствуешь единство. И ты весь универсум чувствуешь собой, весь универсум – это ты сам, и все находится внутри.

     Самадхи становится различного рода энергиями, оно становится то энергией огня, то энергией воды, и все это происходит естественно. Когда ты становишься центром, все остальное само происходит. В самадхи ты становишься центром единого бытия, и ты остаешься сам, и являешься источником всего.

 

     Является ли вегетарианство обязательным условием для достижения самадхи?

     Все зависит от культуры, традиций, местности. Это не есть обязательное условие.

 

     Как Вы начали практиковать?

     Просто так вышло.

 

     Вы очень много общаетесь с людьми, Вы не устаете от людей?

     Нет. Я не могу устать, если я чувствую, что я не отделен от этих людей. Как я могу устать от самого себя?

 

     Что такое самореализация?

     Самореализация – это просветление и это есть самадхи. Это когда сквозь тело и ум мы приходим к себе, это освобождение и свобода. Жить в жизни без привязанностей. Когда исчезает невежество, когда уже нет вопросов о жизни, когда все становится понятным.

 

     Человек может заниматься бизнесом и самореализоваться?

     Это даже лучше. Бизнесменам легче самореализоваться, потому что у них интеллект развит. Главное, чтобы они к этому стремились. Практиковать в социуме возможно. Когда есть необходимость работать во внешнем мире – вы работаете. Когда есть пауза – вы “откладываете” ум и работаете внутренне. Вы можете использовать время, которое выделено на сон, для медитации. Просто постарайтесь во время, выделенное на сон, медитировать, при этом расслабляться. Старайтесь выделять время на самого себя. Научитесь разделять: нужно не только давать уму работать во внешнем мире, но и погружаться внутрь себя. Это возможно.

 

     Есть ли разница между медитацией и концентрацией?

     Разница, конечно, есть. Концентрация – это максимальное собирание сознания, работа с умом, собирание  в одну точку, а медитация – это полное отключение ума.

 

     Медитация и пранаяма. Ими нужно регулярно заниматься, каждый день?

     Да. Это упражнения для тела, это упражнения для внутренних механизмов ума, интеллекта. Это все упражнения для души. Йога – великая наука. Нужно выполнять упражнения и для ума, и для тела, и тогда через тело и ум они приводят тебя к себе. Перед практикой асан мы должны практиковать яму и нияму – дисциплину ума. Если не будет этих моральных установок, если не практикуешь дисциплину ума, то все остальное не будет иметь силы.

 

     Вы говорите: «Никто не может поведать вам Реальность, вы должны пережить ее сами». Имеют ли смысл поучения, если все равно никто не может поведать реальность?

     Никто не может дать тебе реальность, даже Мастер. Потому что реальность все время происходит. Любовь все время происходит, никто не может искусственно ее создать. И осознавание также все время происходит. Ты просто должен верить в себя и раскрывать себя, найти себя самого внутреннего. Если это происходит, ты становишься чистым, твоя карма очищается, твои   самскары – впечатления ума – очищаются. И ты погружаешься в реальность, ведь она все время существует, ее нельзя получить как-то, достаточно в какой-то момент заметить ее, просто обнаружить, что она существует.

 

     Чем Вы любите заниматься? Вам нравится читать?

     Я открываю книгу и вижу, что я это все знаю. Я люблю сидеть в медитации. Сижу в медитации, лежу в медитации, в любой момент я люблю находиться в этом состоянии. А еще у меня есть любимое место в Гималаях на берегу реки у большого камня. Я люблю сидеть и смотреть, как волны разбиваются о камни. Если я приезжаю в город, ко мне приходит много людей, так что я, когда получается, стараюсь уезжать в Гималаи.

 

     А с детьми любите общаться?

     Да, люблю, ведь дети – это Бог.

 

     А дети задают вопросы?

     Никогда. Они радуются жизни.

 

     Практики, которым Вы обучаете, дал Ваш учитель?

     Некоторые из них давал Гуру, но многие практики я нашел, когда сидел в самадхи. Если люди мне задают вопросы, то в самадхи я могу найти ответы. Четыре-пять раз в году я обучаю людей, проводя семинары. Каждый год в мае, июне, июле я обучаю в Гималаях, куда приезжает много людей… Из разных стран. Обучение длится десять дней. Каждый раз я использую какие-то новые техники.

 

     Как Вы представляете Бога? Как личность или как безличностную форму? Поклоняетесь ли Вы какой-то форме Бога?

     Бога можно видеть и понимать с трех уровней: с уровня тела, энергии и ума.  Но только с точки зрения самадхи мы можем увидеть все формы Бога одновременно. Если появляются какие-то сомнения, то можно видеть только одну из форм или вообще их не видеть и не понимать.

     Бог есть везде и в каждом. Ничто не может существовать в этом мире без Бога. Поэтому Бога можно увидеть в любой форме. Это зависит только от человека, который смотрит.

     Я молюсь и поклоняюсь Богу, который не имеет формы – высшему сознанию – корню, причине всего сущего. Можно назвать это высшим сознанием или Брахманом.

!