Аштанга-йога

  Аштанга-виньяса йога - это одна из самых мощных и эффективных из известных на сегодняшний день систем хатха-йоги, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс (Sri K.Pattabhi Jois), возглавляющий школу йоги в Майсоре, Южная Индия.

  Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).
   

  Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

  Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

  В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.

  Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становяться популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции аштанга-виньяса йоги Шри К. Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.

  Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга - виньяса йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (на фото), Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле и другие выполняют последовательности асан разных уровней. Есть фильмы с практикой внука П.Джойса - Шарата Рангасвами.

Дэвид Свенсон.

  В России учителей, уполномоченных непосредственно Паттабхи Джойсом, пока нет. Для того, чтобы стать сертифицированным преподавателем, надо обучаться в Майсоре около 10 лет. Из наших соотечествеников первым у Джойса в Майсоре обучался Андрей Лаппа, но преподает свой стиль, который на западе известен как Universal Yoga Free Style, и отличается от классических последовательностей Кришнамачарьи - Джойса, хотя и основан на принципах аштанга-виньясы. В 2004 году у П. Джойса в Майсоре обучались преподаватели московского Аштанга йога центра - М.Константинов, И.Журавлев и Л.Ланин (см. журнал "Йога" №1 за 2004 г.) В марте 2005 по приглашению того же Аштанга йога центра в Москву и С-Петербург с семинарами приезжал сертифицированный преподаватель аштанги Доминик Кориглиано (Dominic Corigliano).
  В Москве первый уровень в классическом виде преподается в нескольких йога-центрах (см. раздел Точки). Если вы не имеете возможности посмотреть на грамотно выполняемую практику аштанга виньяса йоги "в живую", настоятельно рекомендую воспользоваться видео - как и в любой динамической практике, по книгам правильно разучить движения практически невозможно.

Рангасвами Шаратхандра (Шарат)

  Паттабхи Джойс родился в 1915 г. Его учителем был известный йогин Шри Кришнамачарья, у которого Джойс учился около 30 лет. Другими учениками Кришнамачарьи были всемирно известный Б.К.С. Айенгар, основавший позднее свой, статический стиль хатха-йоги, Б.Н.С. Айенгар, возглавляющий свою школу йоги там же, в Майсоре, сын Кришнамачарьи Т.К.В. Десикачар, Индра Дэви, автор известного учебника по пранаяме Андрэ ван Лизбет и другие. Преемником П. Джойса является его внук Шарат (род. 1971), который помогает ему вести семинары и является зам.директора основанной Джойсом Йога-Шалы (школы йоги) и Института  исследования аштанга-йоги.


* * *

   Вообще, динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия. Тот же Андрей Лаппа отмечал, что в Майсоре после 9 утра заниматься уже тяжело - слишком жарко. При таком климате достаточно просто принять статическую позу - и уже десять потов сойдет :-) А если динамику днем "откатывать" - вообще можно сорвать сердце. Зато динамическая йога издавна практиковалась в Гималаях и Тибете. Автор книги "Йогическая традиция Майсорского дворца" Н.Е. Шьоман упоминает, как он лично слышал от Б.К.С. Айенгара, что у Кришнамачарьи был тибетский учитель, у которого тот обучался в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Скорее всего речь идет об основном учителе Кришнамачарьи - Шри Рамамохане Брахмачари, он был индус, но который жил в Гималаях, на территории Тибета, на берегу озера Манасаровар. Впрочем Кришнамачарья путешествовал по Индии и наверняка изучал йогу у многих мастеров.

  Неизвестно, знал ли Шьоман о тибетской йоге. А ведь очень интересный факт, что похожая на аштангу практика - динамика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме Ваджраяны - иногда ее называют "янтра-йога" - это обозначение ввел учитель традиции Дзогчен Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников, известны такие пратики также под названиями "ца лунг" и "трул кхор" (последнее название используется в добуддийской тибетской традиции Бонпо). Поскольку тибетские и индийские мастера йоги испокон века пересекались и общались во время своих странствий по Гималаям, возможно динамические элементы южноиндийской системы аштанга виньяса йоги - следствие влияния йогических техник, практиковавшихся в более холодных областях Гималаев.

  Правда в отличие от тибетских практик, в аштанге хоть и желательно наличие авторитетного гуру, но никаких особых посвящений не требуется, вход в систему свободный - приходишь и занимаешься. Начинать практику последовательностей первого уровня вы можете сразу, независимо от наличия медитативного опыта. В этом смысле хатха-йога вообще довольно доступна - считается что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации. К тому же, хотя хранители традиции исповедуют индуизм (Кришнамачарья был вайшнавом, Паттабхи Джойс - шиваит), йогу могут практиковать все, независимо от конфессии и религиозных (или иных) убеждений.

!