Андрей Рожнов. Интервью

  - Что такое йога и зачем ты ею занимаешься?http://www.cikada-centre.com/img_lib/ajaxfileupload_c9f39da4.jpg

     -  Для меня йога – это наука, это искусство, это ремесло, которое оказывает человеку помощь в осознании его самим собой и частью мира. Это система, оперирующая набором инструментов, которые позволяют человеку осознать, что он есть на самом деле и использовать это в личных целях каждый день. Это то, что в Йога Даршане называется «читта-вритти-ниродхах». «Читта» – условно говоря, сознание, «вритти» – это вихрь, вращение энергии, ума,  торсионного поля  – чего хотите, это не важно. Это движение энергии. Это движение нужно обуздать. «Ниродхах» – это обуздание, приобретение не то что бы контроля, а умение обращаться с энергией, ощущать и использовать ее. Йога – это наука о микрокосмосе, обо «мне», любимом. Это изучение «себя» и того, как это «себя» проявляется здесь и сейчас, как это можно использовать в личных целях.

 

     - Что значит,  личные цели?

     -  Личные цели бывают глобальными, или стратегическими, и тактическими. В настоящий момент цель – интервью, и мы ее достигаем. Вы задаете вопросы, я – отвечаю. Это цели тактические, стратегические – у каждого свои. Мои цели – это мои цели. По идее, у каждого человека свои цели, конкретные. И йога – это набор инструментов, который помогает.  В хатта-йоге эти инструменты – асана, пранаяма, крийя, мудра, лайя – ничего другого. Как мне представляется, при условии надлежащего использования эти инструменты позволяют человеку вернуть ощущение бытия, здесь и сейчас, и таким образом устранить навязчивое жужжание экзистенциального шума.

 

     - И сколько лет ты этим уже занимаешься?

     - Тот подход, который, как я полагаю,  мне больше всего подходит, я использую с 1999 года. Это то, что в некоторых кругах называют «йога теней». С этим подходом я познакомился на семинаре Шандора Ремете.

 

     - В чем его особенности? И почему такое название «йога теней»?

- «Йога теней», как говорит сам Шандор Ремете, – это просто один из подходов к изучению хатта-йоги. Чем он, собственно, отличается от других опробованных подходов, как мне предоставляется, так это последовательностью, прагматичностью и потребляемостью. По-моему, это утонченная и мощная система индивидуальной подготовки человека, имеющая целью освоение различных слоев (теней) – ментальных полей, если хотите, – человеческого организма. Система основана на принципах и практиках, которые являются общими для хатта-йоги и внутренних воинских искусств. Особое внимание уделяется изучению мармастаны (науки о сочленениях тканей), нади (кондуитов движения энергии) и вайю (основных ветров).

     На начальном этапе собственно практика состоит из постепенного освоения пяти последовательностей движений. Силовая работа в стойках используется для пробуждения силы ног, которая, в свою очередь, интегрируется со спиралеобразными и круговыми движениями в целях оживления энергии тазобедренного перехода, туловища и позвоночника. Указанные движения сочетаются с ритмичным дыханием и брюшным замыканием  целях культивирования внутренней силы и пищеварительного огня. Указанный процесс является фундаментом хатта-йоги и служит катализатором исцеления и трансформации человеческого организма.

     После освоения, упомянутые последовательности движений используются как подготовка необходимых внутренних условий для практики асана-виньясы, которая предлагается наставником в соответствии с потребностями ученика. Задача – постепенно развить способность принимать асану так, чтобы она отвечала таким характеристикам как легкость и нерушимость. Это – предварительное условие внутренней работы в пранаяме (упорядочении жизненной силы), пратьяхаре (обуздании органов восприятия), сосредоточении и созерцании.

     Следует отметить, что так называемая «практика» не принесет желаемого результата, если соискатель не имеет элементарного понятия о «теории». Рассудку нужно «знать», что он делает и к чему это может привести. Прежде чем предпринимать нечто, следует к предприятию подготовиться. Имеет смысл, как минимум, дать себе труд понять, почему у нас пять конечностей (две руки, две ноги и голова) и зачем они нам даны.

     Каждое человеческое существо проявляется как пять органов восприятия (нос, уши, язык, кожа и глаза) и пять органов действия (анус, рот, половые органы, ладони, ступни). Эти пять органов действия и восприятия соответствуют пяти основным ветрам, которые в свою очередь соответствуют стихиям (пространство, воздух, огонь, вода и земля) и состояниям вещества, и пяти режимам функционирования (обоняние, звук, вкус, осязание, зрение).

     Имеет также смысл, как мне представляется, разобраться  в том, что в этом мире человеческому организму предоставлена возможность осуществлять движение в пяти направлениях. Это определенным образом связано с процессом дыхания. И так далее. Процесс познания сущности человеческого существа чрезвычайно интересен и полезен.

     В процессе практики имеет смысл приобрести контроль над языком. С контролем над языком и мягким небом человек учится различать то, что ему необходимо и то,  в чем необходимость отсутствует. Постепенно приходит осознание того, что называется ахимса. Человеческое существо становится правдивым по отношению к себе, не причиняет вреда в первую очередь себе. Потому что учится кушать, видеть, слышать, обонять то, что ему нужно. Все то, что м видим, слышим, нюхаем, ощущаем кожей – это пища. Умеренный прием нужной пищи – еще одно условие успешной практики хатта-йоги. Владение языком не только как инструментом для наклеивания марок, может научить ощущать связь со всеми внутренними органами, ощущать тело здесь и сейчас. В конце концов и это – отбрасывается.


 

 

 

     - Расскажи немного о себе.

     - История такова, что эти все штуки мне стали интересны после 25 лет, потому что в пятнадцать лет меня интересовал бокс, каратэ, гитара, портвейн «Приморский». После 25 лет появился интерес к темам, связанным со  строением мира и с осознанием себя в этом кошмаре. Потом всплыла тема с йогой, но она была в общих чертах. Я ее вспомнил, потому что у мамы с папой были всякие книжки, копии. Когда я был маленьким, они пытались чем-то заниматься. У мамы получалось лучше, чем у папы, но во мне это тогда никакого внутреннего движения не вызывало.

     А потом мне на глаза попались кадры с дедушкой Уэсибой, которому приписывают создание айкидо. Я начал читать, интересоваться, искать видео, потом я познакомился с людьми, которые этим якобы занимались, и мне это в какой-то момент нравилось, но мне не хватало основ, я имею в виду основные принципы: что, откуда, где ноги, где голова – не понятно было. Это было похоже на выкручивание рук, на эффектные прыжки и кувырки, но за этим не было силы.

     Лет через пять занятий, будучи за пределами нашей страны, я познакомился с одним товарищем, который лет в 20-25 уже занимался у одного из учеников Уэсибы, и он мне в общих чертах рассказал, что такое айкидо и кое-что показал. А потом я начал пытаться этим заниматься здесь, но результатов не было. Когда была возможность общаться с людьми, которые получали информацию от конкретного источника, который особо много не говорил, а говорил: делай это – и чувствуй здесь, делай это – обращай внимание сюда,  тогда появилось качество. Когда ты просто руки крутишь, это все ерунда. Настоящие ребята руки не крутят, ты его за руку не возьмешь. А если он позволит тебе это сделать, то могут возникнуть болевые ощущения. И на этом фоне опять возникла тема с йогой и сразу же «нарисовался» Андрей Сидерский, это было в 90-х.

     А потом в 1999 появился Шандор Ремете, откуда ни возьмись. Этот подход мне понравился, потому что мне стало понятно, что к чему, стало понятно, откуда все растет. И это было не больно. И говорить о результатах… Те процессы, которые декларировались,  ощущаются реально сейчас со временем. Тело становится легче, дышать легче, пища переваривается, голова не болит и т.д. На уровне тела ощущаются результаты и на уровне эмоций.  Раньше возникали сомнения, а сейчас практика позволяет не спать наяву, а обращать внимание. Но можно и спать. Насколько я понимаю, то, что позволяет тебе дышать, – это принцип движения. Когда ты исполняешь, упражняешься, то «умку» – рассудок – ты занимаешь этим движением. Рассудочный ум очень любит движение, это – его сущность, природа. Он не спит, идет туда, куда ты ему говоришь, и одновременно ты ощущаешь это движение внутри.  Как по мне, это начало. Такая история.

 

     - Твоя жена занимается йогой?

     -  Да, делает какие-то движения.

 

     - А ребенка ты собираешься приобщать?

     - Нет, не хочу. Захочет приобщиться – приобщится, это его личное дело.

 

     - А у тебя вообще ограничения по еде есть?

     - Есть. Когда я сплю, я не ем.

 

     - Значит, жестких ограничений нет? Вроде того, что ем только сырое.

     - Я не ем только сырое. Поглощение только сырой пищи лично у меня вызывает чрезмерное газообразование. Я ем мясо, когда мне хочется есть мясо, я ем сало, когда хочется есть сало. Борщ очень люблю с черным хлебом, с чесноком и с салом. Картошку с мясом не люблю. Могу отдельно картошку печеную, но с салом – очень люблю. Люблю гречку просто вареную со шкварками, сырую гречку не люблю. Вот даже в форме каши-размазни очень люблю гречку. Пшеничную кашу очень люблю. Рис в виде плова обожаю. Рыбу люблю вкусную, особенно морскую, речную, если вкусно приготовлена. Очень баранину люблю, особенно когда холодно. Когда не холодно, баранину не люблю. Это я об ограничениях пищи. Вообще, я полагаю, что человеку подходит та пища, которое предлагает ему место обитания и которую этот конкретный человек может переварить и усвоить. По-моему так.

 

     - А ты вообще инструкторством занимаешься или нет?

     -  Когда периодически приезжаю в Киев, занимаюсь инструкторством, а так нет. Спроса очень мало на простые вещи.


 

 

 

     - Какое твое видение, как нужно изучать йогу?

     -  Йогу имеет смысл изучать тщательно. Начинать, по-моему, лучше с очень простых движений. И чем проще, тем лучше. Природа предоставила нам возможность пользоваться набором очень простых и эффективных движений. Я не вижу смысла усложнять себе жизнь. Любое движение завершается неподвижностью, покоем. И любой покой разрешается движением. Это же так просто!

 

     - С чего начинать:  с форм, с чтения текстов, философии?

     -  Дело в том, что одно без другого не имеет смысла. Если человек считает, что это ему нужно, то нужно знать, понимать, что он делает. Когда человек не понимает, он будет витать, где угодно. Он не будет обращать внимание на «здесь и сейчас», и это ведет к травме. Физическая травма – это проявление травмы более тонкой. Это означает  отсутствие внимания, отсутствие понимания. Для того чтобы упражняться в чем-то, нужно изучить как минимум азы. Перед тем, как ходить, человек ползает, перед тем, как ползать, он лежит на спине, переворачивается с боку на бок, перед тем, как лежать на спине, он лежит в маме в определенном положении.  Для того, чтобы относительно безболезненно двигаться по какому-то пути, нужно подойти разумно. Но для этого тоже нужно не спать в первую очередь, а обращать внимание на «что к чему» и «каким образом». Давно все открыто. Что такое хатта-йога» Это дисциплина изучения и применения набора приемов. К чему это ведет? Набор приемов описан, порядок описан, к чему ведет – тоже описано! К раджа-йоге. В самом начале Хатта Прадипики об этом говорится. Только нужно начинать с азов.  С простых вещей. Простые вещи здесь, в теле.

     Для того, чтобы почувствовать движение того, что называется силой, нужно иметь восприимчивые стопы, голени, бедра, тазобедренные суставы, таз, крестец, туловище, позвоночник, плечевые суставы, руки, внутренние органы и все остальное. Нужно понимать, что  суставы есть в руках и в ногах, что есть шея, что голова это тоже конечность, как ни странно – их пять. Это простые вещи.

     Кроме всего прочего, нужно понимать, что мозг не думает, что это жировая ткань, что он выполняет определенную функцию. Понимание, осознание  простого приходит постепенно, не сразу. Тем не менее, начинать нужно с азов. А азы – это тело, его функции, на них нужно обращать внимание, их надо понять и ими надо воспользоваться, они для этого предназначены. Усвоив азы, о них нужно забыть.

 

     - А какие азы работы с сознанием?

     - Тело – это одно из проявлений сознания. Отдельно от сохнания тело в этом мире не живет. Работайте и обращайте внимание! Вспомните о триаде «corpus-anima-spiritus». Покуда человек не понимает неразделимого единства указанной триады в этом мире, ни о какой «работе с сознанием» речи быть не может. Он, конечно, может думать о том, что он «работает с сознанием».

 

     -  А что происходит в результате практики с рассудком? Вообще, где он?

     -  То, что происходит в результате «практики» с рассудком, следует ощутить. Это невозможно постичь через рассудок другого человеческого существа. Мне представляется, что для начала соискателю следует изучить строение того, что в йоге называют «читта». В двух словах сущность понятия «читта» изложить можно: буддхи (разум), ахамкара (эго) и манас (собственно рассудочный ум). Однако усвоение функций этого триединства у обыкновенного человеческого существа займет некоторое время.

     После усвоения и освоения следует применить изученное на практике. Надо пробовать выполнять предлагаемые действия и обращать внимание на то, что происходит внутри, в голове, в руках, в ногах, в туловище, в тазу, в бедрах и голенях, в ступнях. Именно через эти места рассудочный, мирской ум и проявляется.

 

     - Тебе интересно работать? Чтобы жить, нужно зарабатывать деньги.

     - Есть три варианта общения с миром: ты либо занимаешься тем, что тебе по душе, или до тех пор, пока ты не понял, что тебе по душе, ты сдаешь себя в аренду, или – и то, и другое.

 

     - Ты себя сдаешь в аренду?

     -  Конечно.

 

     - А какое у тебя отношение к работе?

     -  Какое к ней может быть отношение? Работа – это источник дохода.

 

     -  Все равно, может быть интересно. Если совсем плохо, то даже в аренду себя трудно сдать.

     - Плохо, хорошо – это отношение, оно же твое. Если ты считаешь, что плохо – значит плохо. Если считаешь, что хорошо – значит, хорошо. Дождь -  это хорошо или плохо? Понятно, да. Сегодня одна «работа», завтра – другая, может быть. А если на настоящий момент «работа», как таковая отсутствует? Не пачкать же нижнее белье по этому поводу. Хотя, можно и пачкать. С некоторых пор я полагаю, что придавать чему бы то ни было какое-то особенное значение не имеет смысла, тем более, работе. Мир – существо разумное и заботится о своих обитателях.

 

     - Ты устаешь на работе?

     - Я могу сказать, что если мое тело принимает «на работе» неудобное положение и находится в нем  длительное время, то я от этого устаю.

 

     - А вообще ты эмоционируешь?

     - Бывает. Но редко.

 

     - Поводы какие?

     - Повод – это, опять же, придание чему-то какой-то особой важности. Если человек «засыпает», он начинает эмоционировать. Повод может быть любой. Бывает, я себя ловлю на том, что мне не нравится запах. Опять же, это не повод. Как только «просыпаешься», улыбаешься, и все становится на свои места, потому что если ты себе отдаешь отчет в том, что это глупо, – это глупо. Как Жванецкий говорил: «Запах чем хорош: не нравится – отойди». Михаил Михайлович наверное очень старый йогин. А как мне представляется, эмоционирование появляется, как только ты «засыпаешь».

 

     -  А твоя жена эмоционирует?

     - Конечно.  Женщины – это очень интересные существа. Как правило, женщина думает вслух. Что с ней поделаешь?

 

     - Эмоции – это мысли вслух?

     - Эмоции – это движение наружу, это результат  отношения.

 

     - Есть люди, которые очень сильно эмоционируют, но при этом по внешним признакам это не определишь.

     - Определишь. Это проявляется в глазах, у них цвет кожи меняется, руки у них движутся, они иначе «звучат», даже если все происходит молча, они иначе пахнут. Нужно лишь обратить внимание…

     Когда-то в детстве мне на глаза попалась фраза одного из великих математиков, которая звучала приблизительно так: «математику следует изучать хотя бы потому, что она ум в порядок приводит». Мне представляется, что хатта-йогу следует изучать именно потому, что она ум в порядок приводит.

!